Часть Вторая. Юридический отдел
В нашей компании юридический отдел по сути делится на 2 составляющие: именно юридический отдел, в котором юрист разрабатывает юридические документы, новые методы работы исходя из практики и изменений в законодательстве. Также юрист подключается в нестандартных ситуациях. И отдел по сопровождению клиентов. В данном отделе задача юриста делать типовые отработанные документы и действия по клиенту (многие из них зашиты в личном кабинете и создаются автоматически) и, самое главное, общаться с клиентом. По сути это постоянная поддержка клиента, как юридическая, так и психологическая. Так же в задачи такого юриста входит сбор доплат по текущим услугам с клиентов. Разумеется, для такого сотрудника главный навык – это умение уверенно общаться с клиентами и находить с ними контакт.
Отсюда и разница в портретах кандидата и форматах подготовки:
Найм юриста
Именно к юристу мы предъявляем классические требования: юридическое образование, опыт работы юристом от 3-х лет, дополнительный навык: умение работать и взаимодействовать в команде, умение грамотно общаться и писать (а это встречается не у всех юристов).
Найм юриста по сопровождению клиентов
Тут открою страшную тайну. Именно у нас в компании на этой позиции не всегда работают люди с юридическим образованием. Тут нужны другие навыки: умение уверенно общаться с клиентом, умение организовать свое время (ведь надо и готовить документы и жалобы по текущим клиентам и общаться с ними), стрессоустойчивость (общение с клиентами отнимает много энергии), внимательность, желание работать и развиваться в юридической сфере. Но ключевой навык – это общение. На этой позиции у нас работали люди с проблемами в коммуникациях, клиенты у них сливались и прекращали с нами работать. Клиенту должно быть приятно работать со своим юристом по сопровождению.
Расскажем про работу юриста по сопровождению клиентов подробнее
Как мы пришли к тому, что на этой позиции именно «юрист» не обязателен? Раньше у нас были проблемы с правильной организацией работы с персоналом. Была постоянная текучка (О причинах текучки тогда и вообще как-нибудь напишем отдельную статью). И как-то раз, в результате текучки уволились 2 юриста сразу. А клиентов надо вести. Благо тогда уже у нас была первая версия автоматического создания документов (На Google docs) и я перевел 2 менеджеров по продажам на сопровождение клиентов. Может кому-то покажется удивительно, но они работали с клиентами лучше, чем оставшийся в штате юрист. В итоге мы ушли от практики набирать на эту позицию только юристов.
Как мы отбираем юристов по сопровождению
Как мы уже писали выше, юридическое образование на этой позиции хоть и будет считаться преимуществом, но не главное. У нас работают в юридическом отделе бывшие менеджеры по продажам. Тем не менее нужно, чтобы сотрудник на позиции юриста по сопровождению с одной стороны, хорошо общался с клиентом, четко и понятно отвечал на вопросы клиента и рассказывал про ход работы. Иначе клиент прекратит с нами работать, а с другой стороны, своевременно и без ошибок отправлял все необходимые документы. Общение, организованность, понимание азов юридической деятельности по защите заемщиков. Вот три столпа.
Первое – любой человек на должность юриста по сопровождению проходит через отдел продаж. Так мы проверяем стрессоустойчивость и учим кандидата продуктам. Второй этап – активные звонки по слившимся клиентам в юридическом отделе (снова проверка на стрессоустойчивость и умение общаться со сложными клиентами), в этот период мы учим такого кандидата пользоваться нашими платформами по созданию юридических документов и CRM системой по взаимодействию с клиентами. На это уходит примерно 2 недели, в течении которых мы понимаем уровень соответствия кандидата на должность. И уже потом начинаем давать клиентов на сопровождение. В первый месяц в небольшом объёме, и только со второго месяца повышаем нагрузку до базовой